Объект культурного наследия регионального значения
«Городская усадьба Ю. Т. Крестовниковой, XIX в. — нач. XX в., арх. Ф. К. Соколов (?) П. А.
Дриттенпрейс — главный дом с флигелем, нач. XIX в., 1856 г., 1874 г., 1883 г., 1903 г., арх. Ф. К. Соколов (?) П. А. Дриттенпрейс»

г. Москва, Покровский бульвар, д. 12, стр. 1. Строительство: 1774 г. Реставрация: 2020−2021 гг.
Проведена реставрация штукатурки потолков по деревянной поверхности известково-гипсовым раствором. Выполнены отделочные работы внутренних помещений.
Историческая справка
Здание расположено по адресу: Покровский бульвар, дом 12, строение 1 (Большой Трехсвятительский переулок, дом 1 — 3/12, строение 1), в историческом владении, находящемся на углу Покровского бульвара и Большого Трехсвятительского переулка. Существующий каменный одно-двухэтажный, частью с подвалом, дом имеет сложную в плане конфигурацию. Он был возведен в течение нескольких строительных периодов.

В основе строения — главный дом усадьбы, сформировавшейся в сер. XVIII века. К началу XIX века усадьбой владела Матрена Ивановна Соколова, жена коллежского советника Федора Кирилловича Соколова, известного московского архитектора. Согласно архивным источникам, в центре усадьбы стоял деревянный жилой дом, предположительно, на месте современного строения 1 дома 12 по Покровскому бульвару. Дом пострадал в пожаре 1812 года. Запись в Квартирных книгах Мясницкой части свидетельствует о том, что новый каменный дом во владении был окончен постройкой в 1814 году. С большой долей вероятности можно утверждать, что автором проекта особняка был хозяин усадьбы — архитектор Ф. К. Соколов, один из наиболее деятельных и уважаемых в Москве мастеров зрелого классицизма.

На плане 1834 года здание числится одноэтажным с антресолями и подвалом (в настоящее время в этой части здания подвал засыпан). К этому же году относится первая фиксация главного фасада особняка. Он был выполнен в стиле зрелого классицизма: с центральным четырехколонным портиком, завершенным треугольным фронтоном, высоким цоколем, арочными оконными проемами.

К 1848 году фасад дома утратил классический портик и приобрел черты, более свойственные ранней эклектике.

В 1862 году с южной и северной сторон к зданию было пристроено два объема. Пристройки значительно увеличили длину фасада, что повлекло за собой введение дополнительных декоративных элементов в его оформление. Увеличение объема потребовало устройство на фасаде двух симметрично расположенных входов, что сохранилось до настоящего времени. Предположительно, автором проекта был архитектор Никольский.

В 1874 году дом был обстроен с восточной, южной и западной сторон целым рядом небольших тамбуров и крылец, что нарушило ранее четкую прямоугольную линию плана здания. Структура входов с крыльцами и лестницами на две стороны частично сохранилась до настоящего времени. Автором перестроек был архитектор Ставровский. В 1879 году к центральной части западного фасада была пристроена каменная одноэтажная терраса.

В 1883 году на месте каменных жилых служб вдоль северной границы усадьбы было вплотную к дому выстроено каменное двухэтажное прямоугольное, вытянувшееся вглубь двора крыло. Небольшая пристройка в северо-западном углу объединила два строения в одну планировочную структуру. Несмотря на это, весь досоветский период функционально здания разделялись на главный дом и флигель усадьбы.
Несмотря на свое расположение в глубине владения, новая часть здания имела довольно развитую обработку фасадов (как восточного, так и протяженного южного), рассчитанную на восприятие через пространство сада со стороны Большого Трехсвятительского переулка и Покровского бульвара. Автором проекта был архитектор В. Гамбурцев.

В 1903 году, когда владение перешло к потомственной почетной гражданке Юлии Тимофеевне Крестовниковой, дом был еще раз значительно перестроен по проекту архитектора П. А. Дриттенпрейса. Прежде всего, была трансформирована собственно объемная композиция здания: со стороны южного фасада была устроена двухэтажная небольшая пристройка, связанная на уровне верхнего яруса с надстроенным тогда же соседним дворовым тамбуром. Северная четверть основного объема здания была надложена вторым этажом, в результате чего был ликвидирован перепад высот данной части дома и примыкавшего крыла 1883 года.

Работая над оформлением фасадов, архитектор П. А. Дриттенпрейс опирался на композиционные и стилевые особенности существующего декора, усложняя его, насыщая его новыми элементами, объединяющими и структурирующими уже сложившийся художественный замысел.

В настоящее время здание сохраняет объем и габариты, а также декоративное оформление фасадов, сложившееся в 1903 г.

Пространственно-планировочная структура дома сохранилась в пределах капитальных стен на период начала XX в. Частично сохранились и внутренние перегородки, однако большая их часть возведена в середине XX века при приспособлении дома под административные функции. В здании сохранены деревянные перекрытия XIX — начала XX века, коробовые своды в подвалах пристроек 1862 года и своды «монье» в подвальных помещениях пристроек 1883 и 1903 гг.

В интерьерах сохранились междуэтажные лестницы. Декоративное оформление помещений практически полностью утрачено, за исключением вестибюля парадного входа главного дома с кессонированным потолком, лепным карнизом и скульптурным фризом по периметру стен. В северо-западной части большой интерес представляет вестибюль с лепным декором и каменной лестницей с металлическим ограждением в стиле модерн.

В центральной части флигеля имеется каменная лестница с кованым металлическим ограждением и тянутыми карнизами потолка вестибюля.

Часть оконных проемов главного дома и флигеля имеют деревянные заполнения и приборы нач. XX в.

Большая часть помещений оформлена современными материалами, во многих устроены подшивные потолки, переделаны полы и заполнения дверных и оконных проемов.
Понравился проект? Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в течение дня
Made on
Tilda