Выявленный объект культурного наследия «Доходные дома «Товарищества Петровских торговых линий в Москве», 2-я пол. XIX — нач. XX вв., арх. Б. В. Фрейденберг, К. К. Гиппиус, инж. К. И. Шестаков, А. Н. Кардо-Сысоев: Доходный дом с квартирами и магазинами, 1876 г., арх. Б. В. Фрейденберг, инж. Шестаков

Г. Москва, ул. Петровка, д. 20/1. Строительство: 1892 г. Реставрация: 2020 г.
Разработана научно-проектная документация. Проведены работы по приспособлению для современного использования объекта культурного наследия.
Историческая справка
Москва долетописная и первых веков своего исторического существования не имела улиц в современном смысле этого слова — как застроенных по обеим сторонам дорог. Населенные места на территории Москвы представляли собой высокие холмы у реки Москвы и ее притоков, где находились поселения с земляными валами. Связь между населенными пунктами осуществлялась по рекам и ручьям. В XII веке, кроме речных путей, существовали сухопутные дороги, соединявшие Москву с другими городами и селами. Современные московские улицы расходятся от Кремля, где уже в XII веке был небольшой замок. Некоторые из этих дорог со временем стали улицами. В 1870-х годах участок между Петровкой и Неглинной улицами приобрело «Товарищество Петровских торговых линий» под руководством В. И. Якунчикова, известного московского предпринимателя и мецената. Якунчиков также был учредителем Московского торгового банка и участвовал в создании Московской консерватории.

Один из строителей Московской консерватории, Владимир Иванович Якунчиков, был страстным музыкантом и устраивал домашние концерты в своем доме на Среднем Кисловском переулке. В числе почетных гостей таких мероприятий были такие известные личности, как Антон и Николай Рубинштейны, Александр Скрябин, Петр Чайковский, а также художники, критики и скульпторы. Его старший сын, Владимир Васильевич, также был активным участником культурной жизни Москвы, занимаясь организацией выставок и собирая ценную коллекцию книг по искусству. Его жена, Мария Федоровна Якунчикова, также внесла значительный вклад в культурную сферу, занимаясь художественными промыслами и благотворительностью.

Дочери Владимира Ивановича Якунчикова от второго брака с Зинаидой Николаевной Мамонтовой, Мария и Вера, были талантливыми художницами и внесли значительный вклад в искусство. Мария Васильевна Вебер училась в Московском училище ваяния, живописи и зодчества, была членом объединения «Мир искусства» и успешно работала в разных техниках, а ее работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Вера Васильевна Вульф также обучалась музыке и живописи, работала в оригинальной технике аппликации по ткани, и ее работы отличались особым стилем, напоминающим творчество В. Э. Борисова-Мусатова.

Архитектор Борис Викторович Фрейденберг принимал участие в проектировании уникального проекта Петровских линий в Москве, который представлял собой торговую и социальную площадку с фасадами зданий, образующих единый ансамбль. Его успешная карьера была сорвана в результате конфликта при строительстве Сандуновских бань в Москве, однако он вернулся в столицу для работы над проектом Петровского пассажа в соавторстве с Сергеем Калугиным.

Возвращаясь к Петровским линиям, которые проектировались как открытый пассаж, проект претерпел изменения, которые произошли в ходе его реализации. Важно отметить, что первоначально планировалось создать единую стилистику фасадов зданий, которые включали магазины, кафе, ресторан, гостиницу «Россия» и доходный дом с квартирами высокого класса. Фасады были декорированы в изысканном стиле, характерном для интерьеров магазинов, и создавали ансамбль с полуротондами, образующими площадь и уникальную архитектурную группу.
Интересно, что в исходном проекте архитектора Бориса Фрейденберга предполагалось установить ворота со стороны улицы Петровка для ограничения доступа в «пассаж» в ночное время. Однако планы были изменены, и фасады зданий были доработаны, отличаясь от первоначального проекта. Также стоит отметить сложность первоначального проекта доходного дома, который впоследствии был оптимизирован и упрощен.

Изменения в планировке помещений и декоре фасадов отражают процесс разработки и совершенствования проекта Петровских линий. Работа архитекторов над этим проектом позволяет увидеть эволюцию идеи и ее реализацию в конечном виде.

Сохранившийся в архиве проект фасада по улице Неглинной, датированный 1876 годом, отличается от первоначального проекта фасада по улице Петровка того же года. Возможно, проект фасада по улице Неглинной улице является образцом альтернативного проектирования. Также ценно наличие ситуационного плана владения Товарищества Петровских Торговых линий, относящегося к около 1878 году, который отражает изменения и корректировки в проекте.

Титул (план на постройку) — аналог современного разрешения на строительство ансамбля — выдавался дважды в 1876 году, что говорит о необходимости корректировок и пересмотра проекта в процессе строительства. После завершения строительства Петровских линий улица стала центром притяжения горожан, что подчеркивает их значимость в архитектурной обстановке Москвы.

Название «Петровские линии» необычно для Москвы и напоминает о линиях улиц в Санкт-Петербурге. Стилистика и конфигурация ансамбля ассоциируются с градостроительными традициями Петербурга, что придает улице особый характер. Название «Товарищество», выступавшее в роли инвестора, также отражает стремление внести элемент столичности в центр Москвы. Создание улицы Петровские линии было оригинальным и амбициозным градостроительным проектом, который привлекает внимание своей уникальностью и ироничным подходом к названию.

В доходном доме по ул. Петровка, 20/1 (а тогда адрес был немного другим — ул. Петровские линии, д. 1/20), который привлекал представителей творческой и научной интеллигенции в XIX–XX веках. Это здание связано с яркими страницами культурной жизни Москвы того времени, когда на Петровских линиях царила творческая атмосфера и здесь проживали и творили выдающиеся личности.

Хотя активность на улице изменилась с течением времени, и культурные события прошлого уже не повторяются, улица Петровские линии все еще остается привлекательным местом, вдохновляющим художников и творческих людей. Различные проявления искусства, такие как перфоманс Сергея Бахрина в 1973 году, продолжают дарить улице уникальный характер и атмосферу.

Со временем коммунальные квартиры уступили место офисам, и сегодня большинство помещений в здании заняты офисами и казенными учреждениями. Возвращение деловой активности на улицу привело к открытию магазинов и ресторанов на первых этажах зданий, что придает новое значение улице и ее зданиям.

Эти изменения отражают эволюцию истории улицы Петровские линии, которая сочетает в себе историческое наследие и современные тенденции, сохраняя свою значимость и привлекательность для горожан и посетителей.
Понравился проект? Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в течение дня
Made on
Tilda