Величественный Ново-Никольский собор — выдающееся произведение псевдоготики, — является настоящим украшением города Можайска. Строительная история этого здания чрезвычайно сложна, и рассматривать ее необходимо с начала зарождения города Можайска и его Кремля.
В 1802 году началась окончательная разборка стен и башен Можайского Кремля, и вместо Никольской церкви был возведен Ново-Никольский собор. Для строительства собора использовали материалы разбираемой крепости. Строительством руководили священник Григорий Ильин и можайский купец Петр Марголин. Проект собора принадлежал архитектору Алексею Никитичу Бачерову, ученику М. Ф. Казакова, и предполагал обкладку Никольской церкви новым кирпичом, а затем сооружение паперти и колокольни.
В 1806 году основной объем собора был завершен, и в 1808 году были достроены паперть и колокольня. Ново-Никольский собор приобрел псевдоготические формы, декор собора сочетает в себе псевдоготические и классические мотивы. Собор стал главной доминантой в панораме Можайска и виден с окружающих возвышенностей.
Здание собора сложено из кирпича с белокаменным цоколем и разнообразными белокаменными деталями декора. Основной объем здания покрыт пологой крышей с четырьмя башенками на углах, состоит из двух церквей зального типа — собора и северного придела, объединенных общей папертью с колокольней. Три яруса колокольни
создают выразительный силуэт с динамичным видом.
Описание архитектурных особенностей Ново-Никольского собора в Можайске впечатляет своими деталями. Фасады собора оформлены тонкими парными колонками, широким фризом с розетками, антаблементом, карнизом и пинаклями. Башенки малых
лав выполнены в виде ротондальных беседок с арками и колонками, а над западными углами паперти возвышаются глухие башенки с шатрами.
Цокольный этаж собора украшен большими овальными окнами типа «бычий глаз», а основной этаж имеет высокие окна с арочными перемычками и белокаменными гирьками. Дверные проемы на северном и южном фасадах нижнего яруса колокольни оформлены массивными порталами второй половины XIX века.
Фасады второго яруса колокольни украшены четырехпилястровыми портиками с треугольными фронтонами. Третий ярус колокольни декорирован колоннами, арками звона и стрельчатыми проемами. Четверик колокольни с резонатором завершен небольшими фронтонами и различными пинаклями.
Эти детали придают собору величественный силуэт и уникальный архитектурный облик, Описание древнего ядра храма в Можайске представляет структуру проездных ворот с двумя пилонами и фрагментом крепостной стены XVI века, которые выполняют функцию несущей опоры для стен верхнего этажа собора. Ворота имеют подковообразные очертания и перекрыты коробовым сводом с подпружными арками. В западном пилоне находится небольшая сводчатая камера, возможно, использовавшаяся как караульня.
Фрагмент крепостной стены, примыкающий к воротам, выполнен с
использованием белого камня и доступен для обозрения только с южной стороны. В цокольном этаже основного объема собора размещены помещения с коробовыми сводами и распалубками. Одно из помещений имеет окно конца XVII века, скрытое снаружи облицовкой.
Арочный проем в южной стене западного помещения служил проездом на
территорию крепости с конца XVII века до разборки Кремля в начале XIX века. В цокольном этаже нижнего яруса колокольни размещены маршевые лестницы, ведущие на площадку между этажами, и сводчатые камеры для прохода из нижнего яруса колокольни в цокольный этаж основного объема.
Эти исторические элементы архитектуры добавляют уникальности и значимости древнему ядру храма в Можайске, отражая его историческое и культурное наследие.
Описание Никольского и Богородицкого приделов храма в Можайске раскрывает архитектурные особенности каждого из них. Никольский придел представляет собой высокий зал с лотковыми сводами, поддерживаемыми двумя круглыми столбами, а северный Богородицкий придел имеет коробовый свод с подпружными арками и полукруглую апсиду.
В Богородицком приделе, после ремонтно-реставрационных работ, обнаружены фрагменты белокаменной кладки и портал дверного проема из XVII века, свидетельствующие о истории храма. Приделы соединены между собой двумя дверными проемами, а на паперти, перекрытой сводом, изначально должны были быть окна.
В колокольне также размещены несколько помещений, связанных лестницами и коридорами. Ризница, полукруглое помещение с конхой, соединена с комнатой-сейфом в толще кладки западного пилона. Строители собора в 1802 году запрашивали замену деревянного моста на каменный с деревянным настилом и лавками, что придавало окружающей территории более удобный и эстетически приятный облик.
История и архитектурные изменения Ново-Никольского собора в Можайске отражают богатство и разнообразие его внешнего и внутреннего облика. Расписанный клеевой живописью интерьер собора в 1868—1869 годах придавал зданию особую красоту и атмосферу.
В Никольском приделе северного столба изображения святых Владимира, Александра Невского, Филиппа, митрополита Московского и других, а также фрагменты из жития Николая Чудотворца и парные фигуры ангелов создавали особую атмосферу благоговения и мистики.
Изменения в дверных проемах, замена полов и порталов в конце XIX — начале XX века, а также реконструкция Старого Никольского собора в 1849 году и его переосвящение во имя Петра и Павла отражают заботу о сохранении и обновлении исторических памятников.
Постройка деревянной часовни около Чистого озера в 1837 году дополняла архитектурный ансамбль храмовой территории, создавая уютное и духовное пространство для молитвы и поклонения.
История ремонтов, реконструкций и дополнений Ново-Никольского и Старо-Никольского соборов в Можайске позволяет увидеть историческое развитие этих святынь и их значимость для верующих и ценителей архитектуры.
Интересно узнать о деталях архитектурных изменений, которые претерпел мост и привратная часовня во второй половине XIX века в Можайске. Ремонт моста включал в себя переложение южной стены основного объема, закладку сквозного проезда и обустройство складских помещений под мостом. Глухие кирпичные стенки-парапеты
вдоль проезжей части и металлическое ограждение с западной стороны добавляли конструкции моста надежности и эстетики.
Пристройка помещения для сторожа у привратной часовни создала единое пространство с интерьером часовни, отделенное капитальной стеной. Особенности архитектурного оформления, включая арочные окна и перемычки, полусферическую крышу с крестом, а также декоративные элементы в стиле классицизма придавали часовне и воротам особый характер и шарм.
Детали архитектурного стиля, такие как крупные гранены выступы пилонов ворот, глухие граненые барабаны, арочные ниши и пилястры с белокаменными деталями, свидетельствуют о тщательной проработке дизайна и конструкции ворот в классическом стиле. Розетки, карнизы и декоративные элементы придают воротам изысканный вид и делают их центральным элементом архитектурного ансамбля.
Благодаря таким деталям и элементам архитектурного декора мост и привратная часовня стали не только функциональными сооружениями, но и визитной карточкой города Можайска, отражающей его историю и культурное наследие.
Интересно узнать о развитии и судьбе храмов Можайского Кремля в начале ХХ века и их дальнейшей истории. Сооружение кирпичной придорожной часовни у подножия южного склона кремлевского холма и действие церковноприходской школы на территории Кремля в начале века отражают заботу о духовно-культурном развитии города.
Факт, что храмы Можайского Кремля функционировали до 1933 года,
свидетельствует о значимости этих святынь для местных жителей и их религиозной жизни. Однако времена войны, оккупация в 1941—1942 годах и последующие события привели к частичному разрушению Ново-Никольского собора и изменениям в использовании его здания.
Размещение трикотажной фабрики и полиграфического комбината в здании собора в 60-х годах ХХ века, а также устройство городского парка на территории Кремля и реставрация храмов свидетельствуют о приспособлении и преобразовании исторических сооружений в соответствии с современными нуждами и требованиями.
Передача памятников Можайского кремля на баланс Государственного
Бородинского военно-исторического музея-заповедника в 1980-х годах и их последующее возвращение епархии в 1994 году отражают заботу о сохранении исторического наследия и духовных ценностей города.
В настоящее время Ново-Никольский собор, представляет значительную историко- архитектурную и художественную ценность, как пример культового здания начала ХIХ века, сохранившего в своем объеме оригинальные фрагменты памятников XVI — XVII вв.