Детская музыкальная школа № 10 в центре Прокопьевска по ул. Калинина — объект культурного наследия регионального значения. Строительство завершено в 1953 году. Здание выделяется величественным обликом и архитектурными достоинствами, имеет важное место в облике города. Город Прокопьевск формировался в советское время без исторического центра, здания создавались заново. Детская музыкальная школа выделяется своим торжественным и монументальным обликом среди современных построек города.
Архитектура здания отражает развитие советской архитектуры после Великой Отечественной войны. Зодчие ставили перед собой задачу создать новое символическое значение, используя элементы прошлой архитектуры. Стиль-образование 1930−40-х годов сменили варианты эклектики, выражавшие идею победы социализма. Архитектура «сталинских» домов привлекает своей прочностью, богатым убранством и комфортабельностью планировок. В сравнении с тяжелыми годами восстановления они были символом созидания и радости. Сегодня архитектура 1950-х годов, ранее осужденная как «украшательская», снова привлекает внимание общественности благодаря высокому художественному качеству.
В 1958 году здание школы в Прокопьевске посетили А. И. Хачатурян и Д. Б. Кабалевский, которые выразили восхищение его устройством. В газете «Правда» они написали: «Превосходное впечатление произвела на нас школа в Прокопьевске — чудесный светлый дворец с колоннами. В ней были два зала — концертный на триста мест и учебный на сто пятьдесят, а также двадцать восемь классов. В школе занимались пятьсот учащихся на всех инструментах, создано пять оркестров: симфонический, духовой, русских народных инструментов и два оркестра баянов. При школе также были курсы общего музыкального образования для взрослых и пять филиалов в рабочих районах города». В 1964 году автор путеводителя по городу отметил, что музыкальная школа в Прокопьевске является храмом музыки, которым гордятся прокопчане, и лишь немногие музыкальные школы страны могут сравниться с ней по красоте и изяществу. В летописи города отмечается, что в 1953 году введено в строй новое здание музыкальной школы, которое по праву является гордостью прокопчан.
Здание Музыкальной школы вызывает сильное и противоречивое впечатление. Оно имеет логичную организацию, четко определенное назначение и эмоциональное воздействие. В основе его композиции лежит прямоугольная форма, которая удобно соединяется в компактные группы. Здание имеет большой прямоугольный план с парадной частью и двумя крыльями, образующими внутренний двор. Особенностью является наличие обширного двора с портиком, что обеспечивает хорошее освещение помещений и открытую композицию здания.
Парадный фасад здания имеет колончатый портик с тремя колоннами с каждой стороны, создающий симметричную композицию. Центральная часть образует широкий проход перед входом. Колонны и треугольный фронтон придают фасаду ордерную композицию, напоминающую греческую архитектуру. Однако тектоника фасада отличается от античной: верхняя часть выполнена из кирпичной стены с пологой аркой. Колонны завершаются коринфскими капителями, на которые опирается цилиндр с абакой. Фронтон украшен скульптурной группой, придающей дополнительную художественную выразительность.
Главный фасад здания имеет открытый портик, который выдвинут вперед и выполнен в современных симметричных формах. Окна и проемы в нижней части фасада прямоугольные, с полукруглыми перемычками по бокам. Верхний этаж имеет широкие окна, напоминающие конструктивизм. Центр стены над порталом украшен живописной панелью. Боковые части здания с наклонными кровлями выглядят скромнее, с гладкими стенами, карнизами и горизонтальными окнами. Кровли продолжают скаты основного объема здания и украшены скульптурами. Декоративные элементы на фасаде расположены согласно тектоническим закономерностям для лучшего восприятия с главного фасада. В целом фасад выглядит торжественно, организованно и симметрично, с контрастом между портиком и боковыми частями здания.
Здание имеет важные художественные акценты, такие как внутренний дворик с колоннадой и фронтоном, а также два выступающих ризалита на боковых стенах. Объемные формы портика и ризалитов, украшенных пилястрами и фронтонами, создают насыщенное внутреннее пространство. Гладкие стены с простыми окнами разного размера и конфигурации обрамляют эти элементы. Архитектура здания сочетает в себе масштабность и выразительность, напоминая монументальную постройку. Она отражает опыт прошлого, однако некоторые нестандартные подходы, такие как использование ордера в нестандартной трактовке и отсутствие горизонтальных членений, придают зданию обновленный вид. Компромисс между прошлым и настоящим может немного изменить представление о гармонии и целостности композиции, но при этом позволяет развивать язык архитектуры.
Боковые фасады здания имеют вытянутую форму с разнообразными окнами, декоративными элементами и лоджиями. Они создают ритмичный порядок с прямоугольными окнами, пилястрами, арками и карнизами. Пилястры и арки были выделены белым цветом, придающим боковым фасадам особый ордерный ритм. Боковые лоджии с колоннами и капителями являются ярким архитектурным акцентом. Здание обладает художественной глубиной и протяженностью, вызывая интерес к различным деталям. Противоречие между современной структурой и классической декорацией создает изящную игру стилей. Разнообразные методы обработки поверхности, цвета и фактуры добавляют зданию уникальности.
Интерьер здания оригинален и праздничен, с сложной композицией больших залов и более обычных помещений, организованных симметрично относительно главной оси движения. Основная система организации внутреннего пространства включает коридоры и анфилады, дополненные различными отдельными объемами, связывающими здание внутри и с окружающей средой. Формирование пространства соответствует функциональным и техническим требованиям, с уклоном в эстетическое восприятие. Центральный ярусный объем содержит разнообразные несущие элементы, ограждения, перекрытия, колонны, пилястры, арки, двери, окна, лепнину и люстры. Концертный зал выделяется изяществом, колоннадой, антаблементами и обилием света. Общий облик здания напоминает дворец, создавая ощущение праздника. Этот мажорный и торжественный стиль, сочетающий классические формы с современным языком архитектуры, редко встречается в наше время.
Боковые компартаменты, предназначенные для учебных классов музыкальной школы, имеют более простой дизайн и соединены коридорами. Это сочетание различных типов помещений удовлетворяет разнообразные функциональные потребности. Пространственная организация здания подчиняется иерархии прекрасного и практичного, что замечают посетители. Ощущение праздника особенно ярко проявлялось после войны, но сохраняется и сейчас, если обеспечить зданию первоначальный вид и хорошее состояние.