Объект культурного наследия регионального значения «Дворец Труда, 1927 г.»

г. Кемерово, ул. Карболитовская, д. 11. Строительство: 1927 г. Реставрация: 2007−2017 гг.
Разработана научно-проектная документация. Проведен полный комплекс ремонтно-реставрационных работ по фасадам и кровле.
Историческая справка
Общественно-культурное здание в стиле конструктивизма, Дворец Труда в г. Кемерово.

Общественное здание в стиле конструктивизма, построенное в 1927 году на участке между улицами Карболитовской, Красноармейской и Щетинкина. Проект здания разработал знаменитый архитектор Андрей Крячков, а строительство началось по случаю годовщины Октябрьской революции. Впоследствии Дворец Труда оказался на границе городской промышленной зоны из-за изменений в генеральном плане города. На сегодняшний день здание находится по адресу улица Карболитовская, 11.

Стройка Дворца Труда в г. Кемерово была объявлена народной, бригаде помогали комсомольцы и жители города. 8 мая был заложен первый камень. Газета «Кузбасс» освещала события строительства. На юбилее Октябрьской революции планировались яркие мероприятия. Вечером после заседания горсовета в Щегловске начали строить Рабочий Дворец. Это был важный шаг в культурном развитии округа. Строительством занимались рабочие отдела местного хозяйства (ОМХА) при участии профессора Крячкова. Местная пресса следила за ходом работ. В ноябре 1928 года строительство было завершено, здание передали на баланс окружного совета профсоюзов.

Дворец Труда в Щегловске, известный также как Дворец Горняка, был заметным городским сооружением. Окружная газета «Кузбасс» описывала его как трехэтажное каменное здание с 84 комнатами и зрительным залом на тысячу человек, где проводились торжественные собрания. Здание состояло из двух частей: театральной с сценой и балконом и клубной с различными помещениями. Стены были кирпичные, оштукатуренные, создавая впечатление железобетонного каркаса. Из-за недостатка кирпича Дворец был построен из природного камня-песчаника, что придало ему уникальный облик «каменного конструктивизма». Внешние признаки нового стиля были скорее декоративными, чем конструктивными.

Биограф архитектора А. Д. Крячкова С. Н. Баландин отметил особенности архитектуры нового здания, включая симметрию Т-образного плана и фасада, вытянутую лестничную клетку, колосниковую стену и другие детали интерьера. Крячков также уделил внимание деталям конструктивизма, таким как окна, двери, решетки и вентиляционные отверстия. И. В. Захарова описывает здание как классическую композицию с трехчастным делением фасада, где башня над центральной частью создает контраст и экспрессию конструктивизма. Использование различных материалов придает зданию пластическую выразительность.

Дворец Труда стал центром общественной, политической и культурной жизни региона, где проводились важные мероприятия и принимались решения по развитию округа. Нарком просвещения А. В. Луначарский отмечает внешнюю привлекательность здания и его соответствие новой архитектуре.

В 1929 году здание пережило пожар, но остались неповрежденными оба крыла, сцена и цокольный этаж. Рабочие химзавода решили восстановить дворец к 1 января 1930 года за счет собранных горняками Кузбасса средств. Инженер, осмотревший здание перед ремонтом, отметил необходимость некоторых работ. В начале 1930-х годов здесь появился краеведческий музей. Археолог Анатолий Мартынов возглавил его в 1955 году. Музей был перенесен в новое здание в 1957 году. Во Дворце Труда также демонстрировались кинофильмы, включая «Поэт и царь» и «Курьер Наполеона». Профессиональный театр открылся в здании в 1934 году, но любительский театр уже существовал с 1917 года. Во время Великой Отечественной войны драмтеатр временно разместился в кинотеатре «Москва», а после войны вернулся во Дворец Труда, где продолжал давать спектакли до переезда в новое здание в 1960 году.
В 1939 году здесь открыли первую детскую музыкальную школу.

Завод «Карболит» был эвакуирован в Щегловск из Орехово-Зуева в начале войны. С 1941 по 1948 год он занимал помещения Дворца труда, где было установлено оборудование и запущено производство. Были проведены работы по приспособлению здания, включая разборку сцены, перепланировку и пробивку монтажных проемов. В 1947−48 годах завод освободил помещения, а здание передали городу. Провели проект реконструкции для драматического театра, с восстановлением интерьеров и некоторыми изменениями во фасадах. Фасады в основном сохранили первоначальный вид, но были отремонтированы. Здание использовалось различными культурными учреждениями до 1970-х годов. В 1957 году перед зданием установили обелиск на братской могиле участников гражданской войны. В 1974 году зданию был присвоен статус памятника истории и культуры федерального значения. В конце 1970-х — начале 1980-х годов фасады были заштукатурены и окрашены, что исказило его первоначальный облик.

Ремонт Дворца затягивался. До 1 сентября 1987 года предполагалось реконструировать буфет под столовую, заменить оконные проёмы, произвести ремонт кровли, фасадов, побелить, покрасить все помещения, отремонтировать отопление, водоснабжение, канализацию, электрическое освещение. В процессе ремонта в торжественном зале была восстановлена лепнина балконов и потолка, отремонтировались и некоторые другие помещения, однако работы происходили со значительными нарушениями прежнего вида и качества, а частично не была завершена. Из-за поднятия потолка и конструктивного изменения сцены ухудшились акустические свойства большого зала, некачественно была перекрыта крыша, из-за сырой древесины в оконных и дверных блоках образовались щели, нарушение технологии привело к скорому отслоению штукатурки, не был возвращён первоначальный облик фасадам. И. В. Захарова пишет, что «в конце 1980-х — начале 1990-х гг. заменены первоначальные окна, в начале 2000-х гг. оконные блоки снова меняются на пластиковые, без сохранения рисунка переплетов. Первоначальные интерьеры с очень скромной отделкой помещений (асфальтовые полы, беленые стены) были изменены в ходе многочисленных переделок».

Реконструкция здания была продолжена в 2000-е годы. Анализ технического состояния здания показал, что оно требовало капитального ремонта и участия в нём организации, имевшей лицензию на проведение работ по сохранению объектов культурного назначения. В связи с этим разработка проекта была поручена Томскому государственному архитектурно-строительному университету, а научное руководство возглавил кандидат технических наук Г. Г. Шмидт. Проект предусматривал восстановление исторического архитектурного облика здания, замену дверных и оконных деревянных блоков, капитальный ремонт внутренних помещений здания, полное восстановление всех крылец здания и ремонт ступеней в главном входе. Также нуждалась в замене вентиляционная система здания и гидроизоляция подвальных и чердачных помещений. К выполнению ремонтно-восстановительных работ была привлечена специализированная организация ООО «Строительно-реставрационная компания „Практика“» из Москвы. Постепенно, с середины 2000-х годов, начались поэтапные ремонтные работы: полная замена покрытия крыши, отопительной системы, ремонт аудиторий. Как пишет И. В. Захарова, «побелка простенков в 2005 году, уничтожив контрастные цветовые ритмические членения фасадов, окончательно обезличила здание».

В 2007 году был сдан в эксплуатацию самый ответственный объект — большой концертный зал. Были поновлены его стены, потолок, украшенный новой большой хрустальной люстрой из богемского хрусталя и светильниками. Проведенные ремонтно-реставрационные работы придали фасадам первоначальный облик. Подобных по объему работы мероприятий по памятнику ещё не производилось.

В настоящее время здесь находится Кемеровский областной колледж культуры и искусств.
Понравился проект? Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в течение дня
Made on
Tilda