В послевоенное время (1946−1950-е гг.) в Советском Союзе активно строились здания культурного назначения, включая Дом культуры в г. Салаир. Архитектурный стиль того времени, названный «сталинским неоклассицизмом», характеризовался использованием классических форм древних греков и римлян, таких как симметрия, пропорции, колонны и другие элементы. Архитекторы создавали комплексные проекты, уделяя внимание не только фасадам зданий, но и планировке городов, создавая целостную архитектурную среду. В это время строились как крупные дворцы культуры в столицах республик, так и небольшие клубы для областных и районных центров. Для быстрой постройки социально-культурных объектов использовали типовые проекты, основанные на классическом стиле, что придавало зданиям эпохи сталинской архитектуры особый характер. Архитектор Яков Абрамович Корнфельд был одним из ведущих специалистов в создании проектов для клубов, домов культуры и кинотеатров в те годы.
В 1950-е гг. Корнфельд был членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР, известным в архитектурной среде.
Под руководством архитектора Корнфельда был создан типовой проект клуба на 500 мест, отражающий основные черты сталинского неоклассицизма конца 1940-х годов. При планировании зданий учитывались как крупные зальные помещения для массовых мероприятий, так и небольшие комнаты для кружковой работы.
Дома культуры, как символы культурной жизни, часто проектировались с прилегающими площадями, создавая единый архитектурный ансамбль и выделяясь в городском пространстве в стиле сталинского ампира 1950-х годов. Их строительство в центре городов и поселков придавало им особый облик, напоминающий столичную застройку.
История строительства Дома культуры в г. Салаире началась в 1950 году, когда было принято решение о его строительстве для горняков. Проект здания был разработан по типовому проекту Корнфельда для зала на 500 человек, выполненному в Московском институте архитектуры.
Земельный участок под строительство был отведен в центре города, в городском саду. Площадка находилась на восточном склоне Салаирской возвышенности, будущий дворец культуры предполагался в качестве доминанты и должен быть виден на расстоянии 3−4 км. Строительство Салаирского дворца культуры началось в 1952 г. Строительство финансировал Салаирский горно-обогатительный комбинат, здания дворца культуры возводилось методом народной стройки. Согласно свидетельству старожилов, паркет был доставлен из Грузии, роспись панно выполняли художники из г. Кемерово.
Здание Дома культуры, сданное в эксплуатацию в 1955 году, имеет протяженную по оси север-юг прямоугольную форму в плане, к которой с восточной стороны примыкает портик. Двухэтажный объем с подвалом выполнен из кирпича и построен на ленточном бетонном фундаменте. Крыша здания двускатная, деревянная, покрытая железом. На крыше врезается поперечный объем, создавая многоскатную кровлю с фронтонами с четырех сторон, придавая зданию разнообразную объемную композицию.
Главный (южный) фасад здания симметричен с центральной аркой, колоннами, пилястрами и декоративными элементами, придающими ему величественный вид. Центральная арка портала декорирована архивольтом и окружена дверными проемами на первом этаже, а на втором этаже — балконом и окнами. Фасад украшают арочные ниши, розетки и кессоны с цветочными мотивами.
Фриз антаблемента украшен гирляндами, символизирующими металлургическую промышленность. Пилоны арки украшены скульптурами рабочих. Восточный фасад отличается композиционным решением с восьмиколонным портиком. На верхнем поле тимпана фронтона врезана сквозная арка, совпадающая с аркой главного фасада. Северный фасад сосредотачивает внимание на центральной арке, пилястрах и лепных картушах. Западный фасад повторяет композиционное построение восточного, но без портика и с отсутствием скульптурных изображений.
Планировка здания основана на симметричной продольной схеме. На первом этаже помещения для публики расположены вдоль входа: тройной тамбур, вестибюль с гардеробами и туалетами, лестницы на второй этаж по обе стороны. За ними находится Р-образное фойе с центральным залом и входами в зрительный зал. Зрительный зал с авансценой расположен по центру здания, окружен служебными помещениями. На первом этаже также есть респектабельные ложи с отдельными входами. Эвакуация зала осуществляется наружу. На втором этаже для публики есть дополнительные фойе и буфет.
Главный фасад содержит клубные и, вероятно, административные помещения.
Центральная часть фойе связана с лестницами и операторской комнатой через полуциркульные переходы. Служебные помещения для артистов и осветителей расположены вокруг зрительного зала. В подвальном этаже размещаются механизм крутящейся сцены и спортивный зал. Интерьеры здания выполнены в классическом стиле с колоннами, потолочными панно и люстрами.
Вестибюль дворца оформлен имитацией ковра из метлахской плитки разных цветов. На второй этаж ведут две двухмаршевые лестницы с кованым металлическим ограждением, связанные с коридором-галереей, украшенной декоративными панно с сюжетами четырех времен года.
Художественные росписи потолочных панно центрального фойе изображают праздничную демонстрацию на Красной площади в Москве. Архитектурно-художественная проработка фойе включает элементы ордерной архитектуры, такие как пилястры с капителями стилизованного композитного ордера и фризы с орнаментом растительного происхождения.
Декор интерьера зрительного зала сосредоточен на оформлении сцены, которая уменьшается в размерах за счет наклонных плоскостей авансцены. Декор наклонных плоскостей выполнен в торжественном стиле с полуколоннами коринфского ордера и антаблементом. Портал сцены украшен барельефом В. И. Ленина и декором в виде лавровых ветвей. В зале присутствуют пилястры, декоративные ниши, балконы, сандрики, потолочный декор растительного орнамента и хрустальные люстры.
Интерьеры второго этажа также богато украшены, с декоративными панно на стенах и разнообразными элементами оформления. Особенно выделяется оформление зала в центре второго этажа, потолок которого украшен ромбовидным профилем и миниатюрными розетками. Заметно многообразие осветительных приборов, соответствующих стилю «сталинского ампира», от крупных зальных люстр до настенных бра.
Зальные люстры в интерьере дворца представляют собой сложные конструкции с ярусными рожками для плафонов, выполненные в виде шишек и бутонов. Они украшены металлическим ободом с растительным декором, а также ажурным филигранью и стеклянными подвесками, сходящимися в центре. Механизм люстр позволяет опускать их для замены лампочек.
Средние светильники состоят из металлического обода на подвесах с растительным орнаментом, а также стеклянных плафонов с насечками или без них. Среди них есть варианты с украшением стеклянными подвесками. Одиночные светильники могут иметь плафоны в форме цветочного бутона или шара. Настенные бра выполнены в виде рожков с плафонами в форме шишек и бутонов.
Несмотря на возможные замены светильников в более поздние времена, их дизайн соответствует общему стилевому решению интерьера дворца.
Здание представляет архитектурную ценность как пример постройки, выполненной в стилистике «сталинской» неоклассики, имеет несомненную ценность как сохранившийся объект творческого наследия известного советского архитектора Я. А. Корнфельда.