В самом центре Москвы, на пересечении оживлённых торговых улиц, был трёхэтажный доходный дом Московского купеческого общества с магазинами на первом этаже и конторскими помещениями на втором. В прошлом этот участок граничил с Пушечным двором, принадлежал князю П. Львову и служил для различных церковных и административных нужд. После реконструкции центра города в начале XIX века здесь был построен двухэтажный дом купца Андрея Беккерса, в котором располагались различные магазины и учреждения. Впоследствии участок перешёл в собственность Московского купеческого общества, которое решило построить здесь новое здание для Купеческой управы. Здание имело форму перевёрнутой буквы П и занимало угол улиц Кузнецкого моста, Неглинной и Пушечной, с главным фасадом на Неглинной улице.
В 1888 году архитектором А. С. Каминским было начато строительство здания, представляющего собой яркий пример классической архитектуры. Однако строительство было омрачено серьезной техногенной катастрофой: в октябре того же года произошел обвал здания, в результате которого погибли 11 человек, а еще 11 получили ранения. Причиной катастрофы стали технологические нарушения и ускоренные темпы работ. Хотя сам проект архитектора не имел конструктивных ошибок, его признали виновным в нарушении строительных норм безопасности. Каминского осудили на церковное покаяние и домашний арест на шесть недель, что привело к краху его карьеры. После этого инцидента заказов на строительство ему больше не поступало, и он остался «семейным» архитектором только для братьев Третьяковых, своих родственников.
В 1889 году дом на Неглинной улице по проекту А. С. Каминского был успешно завершен. В здании размещались различные известные магазины и учреждения. Среди них были магазин Дациаро, конторы издателя А. Я. Липскерова, книжный магазин, нотный магазин, ювелирные магазины, кондитерские, чайный магазин, мебельный салон, зубоврачебный кабинет и другие. В 1906 году архитектор А. Э. Эрихсон внес незначительные изменения в фасад здания по Кузнецкому мосту для фирмы Ф. А. Лорие, придав ему более современный стиль модерн.
Интересно узнавать о развитии и истории знаменитых зданий. В 1907 году архитектор В. В. Шервуд внес изменения в декор фасадов части дома на углу Неглинной улицы и Кузнецкого моста для фирмы К. Фаберже, которая переехала на это место. Переделки касались углового фасада и окон на высоту двух этажей. Шервуд использовал стиль модерн, добавив вертикальные и горизонтальные членения, лепную декорацию и другие элементы. Фасад был украшен в соответствии с новыми требованиями и рекламой арендатора. В последующие годы первый этаж фасада по Неглинной также был изменен, а в 1920-х годах в здании разместились различные учреждения и магазины, включая контору Арманда Хаммера и квартиру Юрия Визбора. Сегодня в этом здании находится Департамент культуры города Москвы.
Это действительно удивительно, как история здания на Неглинной улице развивалась и приспосабливалась к различным временам. В 1970−80-х годах на первом этаже дома были популярные заведения, такие как кафе-шашлычная «Полевой стан» и магазин музыкальных инструментов, который продолжает свою работу и по сей день. В настоящее время здесь разместились различные рестораны и магазины, а сам дом имеет статус выявленного объекта культурного наследия.
Описание фасада дома Московского купеческого общества по Неглинной улице подчеркивает его классическую архитектуру и симметричную композицию. Акцент на вертикальные элементы, такие как колонны и арочные окна, создает величественный облик здания. Горизонтальные части фасада, включая огромные окна и лучковые завершения, прекрасно дополняют вертикальные элементы, создавая гармоничное сочетание горизонталей и вертикалей. Эти детали делают дом Московского купеческого общества на Неглинной улице поистине уникальным и важным объектом архитектурного наследия.
Описание особенностей симметрично-осевой композиции здания Московского купеческого общества на Неглинной улице привлекает внимание к тому, как архитекторы подходили к классическим традициям с креативным взглядом. Трёхчастная композиция фасада с нестандартным размещением вертикальных акцентов и равномерным ритмом создает уникальный эффект, отличающийся от традиционных симметричных композиций классицизма. Эти особенности позволяют зданию вписаться в окружающую архитектурную среду и движение вдоль улицы, придавая ему особый характер и стиль.
Интересно, как архитекторы использовали различные приемы и композиционные решения для создания уникального облика здания и его взаимодействия с окружающей застройкой. Такая творческая интерпретация классических принципов подчеркивает важность архитектурного наследия и его влияние на облик городской среды. В архитектурных нюансах каждого из боковых фасадов отчётливо выражены их различные роли в общей композиционной системе здания. Небольшие отличия в трактовке дают возможность почувствовать их неравнозначность. Фасад бокового крыла, обращённого на Кузнецкий мост, более значим по иерархическим меркам, поэтому переход от фасада по Неглинной к фасаду по Кузнецкому мосту выглядит более плавным, благодаря устройству срезанного угла и аттика над ним.
Немного более вытянутое по Пушечной улице крыло здания Московского купеческого общества по Пушечной улице великолепно сочетается с главным фасадом, сохраняя его структуру и облик. Угловой аттик, который объединяет оба фасада, служит важным архитектурным элементом, подчеркивающим целостность здания. Архитектор В. В. Шервуд провел некоторые изменения в 1907 году, однако они не повлияли на общий вид здания, сохраняя его первоначальный облик. Скульптурный декор в виде женских масок и расширенные магазинные окна первого этажа добавили некоторое разнообразие к облику здания.
Интерьеры здания, к сожалению, не сохранились в исходном виде, но парадные лестницы, разработанные зодчим Каминским, до сих пор отражают его уникальный стиль и подход к дизайну. Трёхмаршевые лестницы с металлическими перилами, украшенными изящным орнаментом, являются характерной чертой интерьеров, создавая атмосферу роскоши и элегантности. Важно сохранять исторические элементы зданий, чтобы передать наследие и атмосферу прошлого поколениям будущего.
Присутствуют также и другие присущие Каминскому приёмы отделки лестничных клеток — стены их обработаны в виде квадров неглубокого руста, площадки украшены зеркалами в рамах характерного, часто используемого и варьируемого зодчим рисунка. Чрезвычайно интересную часть архитектурной отделки лестничных клеток представляют колоссальные консоли площадки третьего этажа, на которые опираются балки перекрытия.
Ещё одна любопытная особенность, отражающая иерархию значения отдельных этажей, — в левой парадной лестнице перила заканчиваются представительной площадкой третьего этажа. Вторая часть площадки, ведущая к мансарде, и перила лестницы на мансарду, которая выглядит четвёртым этажом, имеет характерный для чёрных лестниц вид — её перила представляют собой простые металлические прутья.
Колоритную часть сохранившихся до нашего времени интерьеров представляют огромные арочные окна. Их верхняя часть занимает всю высоту помещений третьего этажа — от пола до потолка. А огромные проёмы окон, обрамлённые двумя рядами тяг, подчёркивающих их размеры и форму, представляют одну из выразительных особенностей архитектурного решения интерьеров.