Объект культурного наследия федерального значения «Дмитровский собор Спасо-Яковлевского монастыря».

Ярославская область, г. Ростов, ул. Энгельса, д. 44. Строительство: 1784−1801 гг. Реставрация: 2006−2009 гг.
Разработана научно-проектная документация. Выполнена реставрация кровли, воссоздание конструкций глав. Реставрация фасада здания, дверей и дверных проемов, окон и оконных проемов. Реставрация горельефов, фронтонов и колонн. Реставрация портика северного придела. Реставрация статуи на портике северного придела.
Историческая справка
Церковь во имя святителя Ростовского Димитрия (Дмитриевский храм) была построена в период с 1784 по 1801 год во имя Ростовского святителя Димитрия, чудотворца. Строительство велось в основном на средства графа Николая Петровича Шереметьева его крепостными архитекторами Душкиным и Мироновым. Автором проекта храма исследователи называют московского архитектора Елезвоя Назарова, работавшего у Шереметьева в 1791—1803 годах. Назаров был учеником Казакова и Баженова.

Пятиглавый храм святителя Димитрия Ростовского построен в стиле русского классицизма. Кубический объем собственно церкви переходит в ротонду, на которой стоит барабан, крытый полусферическим куполом. Центральную полусферу венчает «фонарь», завершающийся крестом. Такие же ротонды, но меньших размеров, размещены по углам. Храм безстолпный, огромный купол опирается на сильно выступающие пилоны, украшенные двумя парами пилястр из искусственного мрамора.

Перед входом в сам храм устроена трапезная с низкими сводчатыми перекрытиями, опирающимися на два квадратных столпа. Трапезная невысокая, поэтому храм по сравнению с трапезной еще более высокий и светлый.

В трапезной были устроены два придела: слева — святого великомученика Димитрия Солунского, справа — святителя Николая Чудотворца — небесных покровителей святителя Димитрия и графа Николая Петровича Шереметьева.
В каждом приделе был резной деревянный золоченый иконостас. Иконостас главного храма первоначально также был деревянный, резной, золоченый, трехъярусный. В 1860-х годах его заменили новым в виде триумфальной арки под искусственный мрамор по проекту К. А. Докучаевского.

Храм украшен лепниной, выполненной Иваном Фохтом, живописью гризайлью, настенными росписями, исполненными ростовцем Порфирием Рябовым. В трапезной вместо лепнины — орнаментальная роспись, имитирующая лепные украшения.

Треугольный фронтон западного портика поддерживают колонны ионического ордера, расположенные попарно от центрального входа. Гладь стен храма прорезается нишами по две слева и справа от входа. В них когда-то находились статуи. В верхней части стены за колоннами проходит рельефный фриз с изображением библейских и евангельских сюжетов.

Северный и южный фасады решены иначе. Дробный ритм колонн разного размера, стена, испещренная нишами, люнетами, медальонами, — все это создает глубокие контрасты света и тени, оставляет ощущение «волнистости» фасада.

Программа скульптурного оформления тщательно продумана заказчиком — архимандритом Мелхиседеком и графом Шереметьевым. Далеко не все скульптурные и рельефные изображения, выполненные И. Фохтом и Г. Замараевым, дошли до нас.
Понравился проект? Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в течение дня
Made on
Tilda