Объект культурного наследия федерального значения «Дворец культуры имени Артема»

Кемеровская обл., г. Прокопьевск, пл. Фрунзе, д. 3. Строительство: 1925 г. (реконструкция 1951−1954 гг.). Реставрация: 2018 г.
Разработана научно-проектная документация и рабочая документация по части памятника.
Историческая справка
Первый деревянный рабочий клуб им. Артема с залом на 300−400 мест был построен в городе в 1925 г. Сразу после постройки в деревянном здании клуба разместились многочисленные кружки: театральный, фотографический и другие. Работали секции легкой атлетики, городошная, шахматная, духовых инструментов. Открылись библиотека с читальным залом. Здесь проводились концерты, митинги, партийные собрания и конференции. В 1928 г. здесь выступал нарком просвещения А. В. Луначарский с отчетом о работе правительства.

В 1930 г. возник вопрос о строительстве нового каменного здания клуба. В архивах не удалось обнаружить ни авторов проекта, ни учреждения, где этот проект составлялся. Можно лишь предположить, что проектные работы были выполнены в краевом центре того времени — Новосибирске, в организации «Сибгосстрой», возможно, архитектором И. И. Загривко. Первая его очередь — театральный корпус со зрительным залом на 800 мест — была сдана в ноябре 1933 г. Здание в эти годы именовалось дворцом культуры горняков. Вторая очередь — клубный корпус — была окончательно выстроена в 1934 г. Здание стало первым многофункциональным социально-культурным учреждением Прокопьевска.

Дворец культуры был построен в распространенном в 1920—1930-е годы стиле конструктивизма. В объемно-планировочном и архитектурно-художественном решении здания нашли отражение идеи, принципы и приемы функциональной архитектуры этого периода. В это время архитекторами широко разрабатывалась тема Дворца труда и культуры, общественные здания представлялись как место для проведения крупных форумов, собраний, митингов, а также праздников для большого количества рабочих. При проектировании в одном здании стремились совместить разнородные функции, такие как административное управление, политическая и просветительская работа, развлечения и отдых и т. д. Потому планировочная композиция здания строилась на сопоставлении отдельных крупных зальных помещений для массовых мероприятий и небольших комнат-кабинетов для кружковой работы. В композиции фасадов превалировали характерные для конструктивизма или «русского авангарда» геометризированные формы, состоявшие зачастую из скомпонованных в различных сочетаниях прямоугольных и круглых частей.
Здание дворца культуры имени Артема состоит из двух разных по высоте объемов: крупного театрального корпуса, расположенного в правой части здания, и примыкающего к нему под прямым углом двухэтажного клубного корпуса с выступающим объемом зала собраний в левой части. Сохранившиеся фотографии свидетельствуют, что первоначально здание соответствовало внешнему облику конструктивистских построек того времени.

После постройки каменного здания дворца культуры имени Артема в театральном корпусе разместился просторный зал со сценой. Значительно увеличилось количество кружков и секций, которые находились в клубном корпусе. Библиотека с читальным залом были расширены, появился буфет. В зальном блоке на первом и втором этажах размещались спортивный зал и зал для конференций.

В новом здании выступали члены правительства Г. К. Орджоникидзе (1933 г.) и М. И. Калинин (1934 г.). В послевоенные годы здание использовалось как городской театр.
Во время войны во дворце культуры шли спектакли Московского театра оперетты, Новосибирского театра «Красный факел».

Здание было реконструировано в период с 1951 по 1954 год в стиле советского классицизма, известного как «сталинский ампир». После реконструкции основное планировочное решение дворца культуры осталось практически неизменным. Главный фасад сохранил композиционное построение с двумя акцентными осями. Изменилась проработка деталей и форм в соответствии со стилистикой «советского классицизма» или «сталинского ампира». Был убран входной тамбур с балконом и добавлен представительный портик, соответствующий классическим канонам. Изменена система оконных проемов, добавлены вертикальные оконные проемы вестибюльной зоны. Также была возведена пристройка сценической части театрального корпуса. Интерьеры были значительно изменены, декорированы лепными деталями классических мотивов, что придало зданию современный вид для того времени. Фасад здания также претерпел изменения, включая замену тамбура на входной портик с четырьмя колоннами коринфского ордера и треугольным фронтом. Внутреннее убранство также претерпело изменения в соответствии с классическими канонами.
После реконструкции здания в фойе дворца проводились с 1950-х гг. регулярные городские художественные выставки. Здание до нынешнего времени сохранило свое функциональное назначение — используется как дворец культуры, в котором размещаются многочисленные кружки, студии и секции как для детей, так для взрослых.
Понравился проект? Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в течение дня
Made on
Tilda