Выявленный объект культурного наследия «Церковь Василия Исповедника, что в Новой деревне, 1897 г.»

г. Москва. Строительство: 1897 г. Реставрация: 2011-н.в.
Разработана научно-проектная документация. Отреставрированы фасады, оконные и дверные заполнения. Воссозданы золоченые главы и кресты. Произведены реставрационные работы в интерьерах, включая консервацию исторической росписи.
Историческая справка
Строительство церкви Василия Исповедника в Новой деревне за Рогожской заставой явилось в середине 1890-х гг. заметным событием в истории московских приходских церквей — значимым фактом религиозной жизни местного населения, а также одной из важных страниц духовной жизни и благотворительности знаменитого московского семейства — купцов Бахрушиных.

Бахрушины — старинный купеческий род из г. Зарайска Рязанской губернии, восходящий к началу XVII столетия. В 1822 г. в Москву с семьей перебрался Алексей Федорович Бахрушин (1800−1848), основав в Кожевниках кожевенный завод. После его смерти вдова Наталья Ивановна в совладении с сыновьями Петром, Александром и Василием расширила кожевенное производство и приобрела суконную фабрику.

В 1875 г. учреждено Товарищество кожевенной и суконной фабрик «Алексея Бахрушина Сыновья». Производство и капиталы Бахрушиных были нераздельными, оставаясь в общем управлении и пользовании. В быту семья была патриархальной, благочестивой. Кроме того, по свидетельству современников, два свойства «были у Бахрушиных в крови» — коллекционерство и благотворительность. На их средства основаны больница, дом бесплатных квартир, приют и колония для беспризорных детей, училище для мальчиков. При созданных учреждениях открывались домовые храмы. Храм прп. Василия Исповедника в Новой деревне за Рогожской заставой стал единственным приходским храмом, основанным братьями Бахрушиными.

Главным ктитором и инициатором строительства стал Василий Алексеевич Бахрушин (1832−1906). По его инициативе, поддержанной митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Ляпидевским), три алтаря храма были освящены в честь небесных покровителей братьев Бахрушиных. Местом для постройки стала Новая деревня — рабочий поселок за границами Москвы, густо населенный крестьянами — выходцами из разных губерний России. Автором проекта стал архитектор Алексей Протогенович Попов, отдельные изменения внесены известными зодчими А. С. Каминским и Б. В. Фрейденбергом. Строительство велось с весны 1895 г.

Непосредственное руководство работами осуществлял Василий Бахрушин. Иконы для трех иконостасов написал известный московский художник, купец 2-й гильдии, потомственный почетный гражданин Федор Андреевич Соколов. Вокруг храма поставлена ограда с воротами и сторожкой.

26 октября 1897 г. главный престол храма был освящен в честь св. Василия Исповедника Декаполита. Через неделю правый придел освящен в честь свв. апостолов Петра и Павла, затем левый придел — в честь св. мученика Александра Каталитского.

Церковь прп. Василия Исповедника в Новой деревне, построенная в эпоху эклектики, решением объемной композиции и декора восходила главным образом к образцам древнерусской церковной архитектуры. Композиция здания слагается из собственно храма и примыкающего к нему с запада вертикального объема колокольни. Объем храма имеет симметричную центрическую композицию в виде квадратного в плане приземистого четверика, над которым возвышается граненый световой восьмерик, увенчанный единственной луковичной главкой.
В ширину восточного фасада к четверику примыкает трехчастный алтарь — одинаковый с ним по высоте и состоящий из трех полукруглых в плане апсид. К центру западного фасада примыкает компактный кубический объем паперти, который служит западным входным крыльцом и основанием ярусной колокольни. Боковые входы в храм оформлены крупными притворами, или крыльцами, закрывающими собою более трети фасада и равными четверику по высоте. Помещение храма поднято на высоком цоколе, или полуподвале, просторные помещения которого предназначались для размещения в них системы духового отопления. Воздуховоды, устроенные в толще стен здания, решали проблемы внутреннего благоустройства — отопление и вентиляцию.

Объем храма был сложен целиком из красного кирпича с использованием белого известняка в цокольной части здания. Кровля первоначально покрыта оцинкованным железом, позднее покрашена в зеленый цвет масляной краской. Декор фасадов храма также выполнялся из красного кирпича. Вскоре храм выбелили, а купола над храмом и колокольней покрыли золотом.

Внутри храма четыре вертикальных пилона, поставленные посередине цельного, квадратного в плане помещения, делят его пространство на девять примерно одинаковых ячеек, перекрытых высокими сводами и хорошо освещаемых крупными арочными окнами.

Первоначально стены и своды в интерьере храма были штукатурены и оттенены легкими колерами, пол выстелен полированными плитами светлого подольского мрамора. В 1904—1906 гг. интерьеры храма расписаны масляными красками по золоту. Поскольку работы выполнены иконописной мастерской Федора Андреевича Соколова, живопись очень тонкая и отличается необыкновенной тщательностью.

На западной стене изображен «Символ веры». В приделе св. апостолов Петра и Павла на сводах расположены сюжеты из житий св. апостолов и 8 больших медальонов с ликами св. равноапостольных. В приделе св. мученика Александра на сводах — композиции с сюжетами из земной жизни Пресвятой Богородицы и медальоны с ликами св. преподобных и мучеников. Самая крупная композиция, примыкающая к западной стене, — «Успение Пресвятой Богородицы».

В 1936 г. храм был закрыт, в 1939 г. передан под Московский партийный архив. Здание перестроено: сломаны ярусы звонницы, разобраны венчающие элементы восьмерика (световой фонарь, глава и крест), разобраны боковые притворы, сбит архитектурный декор фасадов. Художественное обезличивание сопровождалось приспособлением для нового использования. После надстройки здания его внутреннее помещение разгородили на три этажа, пробив в трех уровнях новые прямоугольные окна. Сильно пострадала настенная живопись, уничтожены иконостасы. Сохранился фрагмент старой церковной ограды с главными воротами, выходящими на Международную ул.

В июле 1991 г. московскими властями было принято решение о возвращении здания церкви Василия Исповедника Русской православной церкви, но до 1999 г. здание было занято банковскими службами. С 1999 г. храм Василия Исповедника официально возвращен РПЦ.
Понравился проект? Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в течение дня
Made on
Tilda