Объект культурного наследия регионального значения "Церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделами Иконы Божией Матери "Всех
Скорбящих Радость" и свт. Николая Чудотворца, 1880−1887 гг."

Московская область, Одинцовский район,
с. Шарапово.
Строительство: 1880−1887 гг.
Реставрация: 2020−2021 гг.
Разработка проекта методики консервационно-реставрационных
мероприятий по монументальной живописи; дезинфекция живописи от плесневых грибов;
предварительное укрепление шелушащегося красочного слоя и деструктированной
штукатурки; удаление поверхностных загрязнений с живописи с довыборкой;
антисептирование поверхности; укрепление структурно разрушенного штукатурного
грунта; укрепление отставшего от кладки штукатурного грунта инъектированием;
укрепление штукатурного основания металлическими клямерами.
Историческая справка
Церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделами Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и свт. Николая Чудотворца была построена в 1880–1887 гг. в селе Шарапово Звенигородского уезда Московской губернии (в наши дни – Одинцовского района Московской области). Она заменила деревянный Успенский храм, существовавший в XVIII–XIX вв. в соседнем погосте Носово. Новое кирпичное здание возведено на средства благотворителей по проекту архитектора И.Т. Владимирова. В 1906 г. по проекту И.П. Румянцева надстроена колокольня.

В 1930-е гг. храм закрывался, были почти полностью уничтожены его интерьеры. В 1946 г. внутреннее убранство восстановлено, храм вновь стал действующим.

В архитектурном плане храм традиционен, его продольно-осевая композиция вытянута с запада на восток, внешний облик типичен для периода эклектики и относится к «русскому» стилю. Бесстолпный четверик с двумя ярусами окон перекрыт глухим сомкнутым сводом, несущим барабан с одной луковичной главкой.

К четверику с востока примыкает низкая полукруглая апсида, с запада – широкая двустолпная, поперечно ориентированная трапезная и высокая трехъярусная с полуярусом колокольня. Колокольня столпообразная, квадратная в плане, увенчана фигурной кровлей с люкарнами, имеет боковые прямоугольные камеры, примыкающие к стенам ее нижнего яруса. Камеры представляют собой отдельные помещения с собственными входами (в южную камеру вход снаружи, в северную – через западную стену трапезной).

Под юго-западной частью трапезной расположено сводчатое помещение котельной, вход в которое осуществляется снаружи, из южной боковой камеры нижнего яруса колокольни.

Внешний декор храма, сочетающий элементы «русского» стиля и барокко, также типичен для второй половины XIX – начала XX в.

Планировка интерьера сохранила первоначальный облик, в редакции середины – второй половины XX в. Четверик перекрыт четырехдольным сводом. Замковое круглое отверстие, ведущее в барабан, закрыто круглым деревянным расписанным щитом, из-за чего свод кажется сомкнутым. Свод украшен профилировкой граней, в центре – лепная
розетка. В основании свода проходит профилированный лепной карниз, на северной и южной стенах храма переходящий в обрамления окон второго света и образующий аркаду. Под верхними окнами проходит лепная тяга. Детали окрашены.
Трапезная перекрыта системой крестовых сводов, опирающихся на стены, два сдвинутых к востоку крещатых столба и подпружные арки. Столбы оштукатурены и расписаны, основания скрыты киотами, капители украшены лепниной. В основании сводов в трапезной расположен окрашенный профилированный карниз, нижний пояс которого дополнен зубчиками. Места подвески паникадил отмечены розетками с рельефными крестами в центре. Дверные и оконные проемы, в основном, относятся ко времени постройки храма. Дверной
проем западного входа — с арочным верхом, проемы боковых входов в четверик — с лучковым верхом.

Из внутреннего убранства сохранились иконостасы, киоты и центральное паникадило, а также настенная декоративная живопись на стенах и сводах — в апсиде, трапезной и четверике. Главный иконостас — деревянный четырёхъярусный, в основе своей относится ко второй половине XIX в., с фигурными завершениями, и украшен позолоченным орнаментом. Царские врата украшены резьбой. В приделах иконостасы современные.

Масляная монументальная живопись стен и сводов относится к середине XX в., поновлялась в 1980-е гг. Роспись выполнена в древнерусском стиле. В трапезной своды и стены расписаны сюжетной и орнаментальной (геометрический и растительный орнаменты) живописью, сюжетные композиции оформлены в псевдобарочные живописные рамы.

Монументальная живопись в трапезной была промыта и поновлена, в четверике и апсиде находится под плотным темным слоем поверхностных загрязнений и копоти, что сильно искажает общий колорит красок и мешает полному восприятию истинного художественного пространства интерьера храма.
Понравился проект? Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в течение дня
Made on
Tilda